Херсон

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Город
Херсон
укр. Херсон
Khersonkollage.jpg
Флаг Герб
Флаг Герб
Страна Украина
Статус Временная столица АКР
Область Херсонская область
Местный совет Херсонский горсовет
Координаты
Внутреннее деление 3 района:
СуворовскийКорабельныйДнепровский
Городской голова
Основан 1778
Прежние названия Александр-Шанц (до 1778)
Площадь 65,2[2] км²
Высота центра 46,6 м
Тип климата умеренно-континентальный
Официальный язык украинскийрусский
Население  296 161[3][4] человек (2015)
Агломерация ≈ 450 000
Национальный состав украинцырусскиегреки и другие
Конфессиональный состав православиекатолицизмиудаизм
Названия жителей херсо́нцы, херсо́нец, херсо́нка
Часовой пояс UTC+2летом UTC+3
Телефонный код +380 552
Почтовый индекс 73000
Автомобильный код BT, НТ / 22
КОАТУУ 6510100000
Официальный сайт "); padding-right: 13px;">city.kherson.ua
Награды Орден Трудового Красного Знамени 1 июня 1978 года
Херсон (Украина)
Херсон
 
Херсон (Херсонская область)
Херсон
 

Херсо́н (укр. Херсо́н) — областной центр на юге Украины, административный, промышленный и культурный центр Херсонской области, временное месторасположение представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым. Расположен на высоком правом берегу реки Днепр, вблизи его впадения в Днепровский лиманЧёрного моря. Морской и крупнейший на Днепре речной порт.

Население города на 1 марта 2015 года составляет 292 559 постоянных жителей и 296 161 человек наличного населения[4], а в границах горсовета — включая населённые пункты, подчинённые райсоветам города — 330 026 и 334 570 человек соответственно[4].

Расстояние до Киева по железной дороге 648 км (через Знаменку, Николаев). Крупный железнодорожный узел (линии на НиколаевСнигирёвкуДжанкой), Херсонский морской торговый порт и речной порт, также есть железнодорожный, речной и автовокзалы. Важный экономический центр юга Украины.

 

Содержание

  [скрыть

 

История[править | править вики-текст]

Очаковские ворота и крепостные валы, 1784 г.

В 1737 году во время Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом берегу Днепра было построено укрепление русской армии Александр-шанц[5].

После победы в Русско-турецкой войне 1768—1774, возникла необходимость в верфи на Чёрном море для строительства полноценного военного флота. Для определения места, была организована экспедиция, которую возглавил вице-адмирал А. Н. Сенявин, командующий Азовской флотилией. Именно он предложил строить корпуса судов, под прикрытием укрепления Александровского-шанца, а после этого спуская их в лиман, в районе Глубокой гавани, оснащать орудиями, мачтами и такелажем. План Сенявина был одобрен высочайшим рескриптом в декабре 1775 года.

1778 - 1917[править | править вики-текст]

18 июня 1778 года Екатериной II был подписан указ об основании крепости и верфи[6] и уже 19 октября 1778 года были заложены крепостьверфь и город, получивший название Херсон в честь Херсонеса Таврического[5][7].

Херсону было суждено стать колыбелью и первой базой Черноморского флота, экономическим и политическим центром края. Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором был фаворит императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Г. А. Потёмкин[8]. Строительство крепости и города было возложено на генерал-цейхместера И. А. Ганнибала.

Также в Херсоне началось строительство Черноморского флота. Под руководством А. Н. Сенявина был построен первый командный пункт и казармы для матросов. Именно по предложенной им схеме (строить на верфи корпуса судов, спускать их в лиман и уже там оснащать орудиями, мачтами и такелажем) строили корабли в Херсонском адмиралтействе, вплоть до его ликвидации в 1827 году. 16 сентября 1783 года со стапелей адмиралтейской верфи был спущен на воду первый большой корабль - 66-пушечный «Слава Екатерины».

В строительстве крепости и города вместе с рабочими участвовали солдаты и матросы. В соответствии с планом, крепость была окружена земляными валами, в два слоя облицованными камнем и рвом, который при необходимости можно было заполнить водой из Днепра. Внутри крепости были построены адмиралтейство, арсенал, военный собор, монетный двор, дворец Потёмкина и ряд других сооружений[9]. С 1 февраля 1784 г. главным строителем крепости и города стал инженер-полковник Н. И. Корсаков (1749—1788).

Карта Херсона в конце XIX в.
Екатерининский собор, построенный по указу Потёмкина. В нём он был похоронен в 1791
Могила Потёмкина в Херсоне в Екатерининском соборе

В 1784 году Херсон стал уездным городом[5][7].

В 1787 - 1791 гг. строительством укреплений города руководил А. В. Суворов[6], в дальнейшем генерал-губернатор утвердил продолжение строительства укреплений по проекту И. М. Дерибаса (который был назначен командующим Херсонскими десантными войсками).

В 1790 году здесь был открыт первый черноморский литейный пушечный завод. В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.

После устройства Николаевского порта (куда перевели адмиралтейство) и основания в 1794 году Одессы значение Херсона как порта и верфи снизилось[5].

В 1803 году Херсон стал центром Херсонской губернии[5][7]. Немаловажную роль в то время в судьбе города сыграл Эммануил Осипович де Ришельё, ставший в 1805 году генерал-губернатором Новороссийского края, который принял решение о направлении налога с торговли вином в Новороссии на развитие Херсона, тем самым сохранив его значение и роль регионального центра. Были утверждены герб и флаг города.

В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, а земское сельскохозяйственное училище — через сорок лет. В 1838 году в городе появилась первая газета — «Херсонские губернские ведомости».

До 1850х годов Херсон был центром заготовки шерсти и переработки сельхозпродукции[9], в 1850е годы началось развитие промышленности[7] - был построен первый чугунолитейный механический завод[7], также в 1859 году в городе действовали 11 шерстомоек, 10 салотопок, 6 свечно-сальных предприятий, 2 лесопильных завода, 10 кирпичных заводов[9].

После 1861 года начался экономический рост. Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологические и природоведческие музеи.

План Херсона 1908 года. Харьково — Николаевская ж.д. «Описание постройки участка Николаев-Херсон. 1905—1907» — Харьков : Литогр. Зильберберг, 1908

С распространением крупнотоннажных судов и пароходов значение мелководного Херсонского порта (глубина подходов в котором не превышала 2,6 м) продолжало снижаться[9], и только после углубления дна в русле Днепра в 1890е годы[5], в результате которых к 1905 году глубина подходов была повышена до 5,5 метров и к 1908 году - до 7,3 метров Херсон восстановил значение морского порта, важного не только для каботажного, но и для дальнего мореплавания[9][8].

В 1898 году в городе начал работу завод сельхозмашин[7].

В 1902 году начал деятельность городской комитет РСДРП[6].

Во время революции 1905 года в Херсоне имели место рабочие забастовки[9] и солдатские волнения (вооружённое выступление солдат 10-го дисциплинарного батальона)[7]. В 1907 году железнодорожная линия соединила Херсон с крупными городами страны, а в 1908 году дала ток первая городская электростанция.

В 1913 году грузооборот Херсонского порта составил 1114 тыс. тонн[9]. В 1914 году в Херсоне действовали свыше 100 предприятий (2 судостроительные верфи, 3 чугунолитейных завода, 4 крупных лесопильных завода, 5 кожевенных заводов, табачная фабрика, 9 типографий, 2 пивоваренных завода и более мелкие предприятия), на которых работали 8,5 тыс. рабочих[5].

1918—1991[править | править вики-текст]

В начале марта 1917 года в город пришла весть о свержении самодержавия. В городе был создан временный рабочий комитет, который в своём воззвании писал, что «ставит своей задачей быть на страже политических и экономических требований пролетариата».

7 марта был избран Херсонский Совет рабочих депутатов, большинство в котором получили партии эсеров и меньшевиков. От большевиков в Совет вошло всего пять представителей, тем не менее, первым председателем Совета рабочих депутатов стал участник революции 1905—1907 годов большевик И. Ф. Сорокин, работавший слесарем на заводе Гуревича.

В период с марта 1917 года по апрель 1920 года власть в городе неоднократно менялась — после власти представителей Временного правительства[9] 17 (30) января 1918 года в городе была установлена Советская власть, в марте 1918 город оккупировали австро-германские войска[7], в дальнейшем город находился под контролем гетмана Украинской державы П. СкоропадскогоДиректории УНР, войск Антанты, с августа 1919 — армии А. И. Деникина[9] и 4 февраля 1920 года в нём была установлена Советская власть[5].

С окончанием гражданской войны в Херсоне началась работа по восстановлению промышленности и хозяйства города. С марта 1923 года до 1930 года Херсон был центром Херсонского округа, затем районным городом[7].

Значение Херсона как транспортного узла значительно повысилось после строительства железнодорожной линии Херсон — Мерефа[7][9]. Строительство ДнепроГЭС и шлюзование на Днепре существенно повысило значение Херсонского порта[5], особенно после создания непрерывного водного сообщения от Херсона до верховьев Днепра (по которому в 1933 году прошли первые пароходы)[9].

В 1927 г. открылось автобусное движение.

В ходе индустриализации город превратился в крупный промышленный центр Причерноморья, в это время были построены судостроительный завод[7], в 1931 году — элеватор на 50 тыс. тонн[9]. В 1932 году был введён в эксплуатацию консервный завод, в 1933 году — моторный завод имени 15-летия РККА, в 1935 году — нефтеперерабатывающий завод. Также были выстроены электромашиностроительный завод и кондитерская фабрика.

Днепр близ Херсона
Барельеф «Херсон» у подножья монумента Победы
Монумент Победы в Херсоне

После начала Великой Отечественной войны в середине июля 1941 года в районе Херсона началось развёртывание войск второго эшелона[10], в начале августа 1941 года Ставка приказала начать подготовку тылового рубежа обороны по берегу реки Днепр и далее через Херсон к побережью Чёрного моря[11].

Тысячи людей ежедневно выходили на строительство укреплений вокруг города. Был создан городской истребительный батальон, формировались отряды народного ополчения. Горожане отдавали свои сбережения в фонд обороны (только 22 июля в него было внесено 22 000 рублей).

С приближением к городу линии фронта началась эвакуация предприятий и населения. Вместе с оборудованием предприятий в глубокий тыл отправлялись квалифицированные рабочие, чтобы на новом месте быстро наладить выпуск нужной стране продукции. Впоследствии многие из них за самоотверженный труд в тылу были награждены орденами и медалями.

Оборона города продолжалась с 15 по 18 августа 1941 года. Обороняли Херсон части 51-й стрелковой дивизии и моряки Дунайской военной флотилии. 19 августа 1941 года нацистские захватчикиоккупировали Херсон[12][13]. Борьбу с врагом продолжало партизанское движение, в частности, отряд под руководством Е. Е. Гирского.

Террором, репрессиями и угрозами нацистские власти пытались сломить сопротивление. «Новый порядок» обязывал людей зарегистрироваться на бирже труда. За неявку грозило тюремное заключение.

В период оккупации в Херсоне действовали советские подпольные организации: «Центр» и комсомольско-молодёжная организация «Патриот Родины» (руководитель И. А. Кулик)[6]. В конце 1942 года — в январе-феврале 1943 года члены подпольной группы «Центр» начали подготовку к массовому вооружённому восстанию против оккупантов. Немецкой контрразведке удалось напасть на след подпольщиков. Начались массовые аресты.

Также в период оккупации в Херсоне действовало националистическое подполье, которое организовала «Организация украинских националистов» (революционная) на базе командированных активистов с Западной Украины. Херсонский окружной провод ОУН(р) возглавлял Богдан Бандера (родной брат Степана Бандеры)[14].

13 марта 1944 года Херсон был освобождён от германских войск войсками 49-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника В. Ф. Маргелова и 295-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. П. Дорофеева 28-й армии 3-го Украинского фронта в ходе Березнеговато-Снигирёвской операции[12].

Войскам, участвовавшим в освобождении Херсона и Берислава, приказом ВГК от 13 марта 1944 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 23.03.1944 года № 067 в ознаменование одержанной победы соединения и части, отличившиеся в боях за освобождение города Херсон, получили наименование «Херсонских»:[12][15]

30 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была основана Херсонская область с областным центром в г. Херсон[6]. В 1944—1950 гг. город был восстановлен, в 1945—1955 гг. в эксплуатацию были сданы 140 тыс. м² жилых площадей[5].

В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украины. Отраслевое формирование промышленности города в целом закончилось в 1950-е годы.

По состоянию на начало 1957 года, основу экономики города составляли предприятия судостроения и машиностроения, также в городе действовали кирпично-черепичный завод, предприятия лёгкой промышленности (хлопчатобумажный комбинат, швейная фабрика, обувная фабрика и др.) и пищевой промышленности (2 консервных завода, рыбозавод, мясокомбинат, макаронная фабрика, кондитерская фабрика, завод виноградных вин, мукомольные и маслобойные предприятия)[5].

В 1960 году заработал первый троллейбусный маршрут.

В 1977 году 73-м мостостроительным трестом было начато строительство автомобильного Антоновского моста. В 1985 году мост был сдан в эксплуатацию.

В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня Херсон был награждён Орденом Трудового Красного Знамени[6] за «заслуги трудящихся города в революционном движении, активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 200-летием».

Отделение Сбербанка России в старинном доме на улице Суворова

По состоянию на начало 1985 года, основой экономики города являлись предприятия судостроения (судостроительное производственное объединение, судостроительно-ремонтный завод), машиностроения (комбайновый завод им. Г. И. Петровского, завод карданных валов, электромашиностроительный завод), нефтеперерабатывающий завод, также действовали предприятия промышленности строительных материалов (ПО «Херсонжелезобетон», ПО строительных материалов, завод строительных деталей, завод стеклоизделий), лёгкой промышленности (хлопчатобумажный комбинат, швейная фабрика, обувная фабрика, фабрика спортивных изделий и др.), пищевой промышленности (консервный комбинат, хлебный завод, молокозавод, винодельческий завод, завод пивобезалкогольных напитков,, мясокомбинат, рыбокомбинат, комбинат хлебопродуктов, кондитерская фабрика, макаронная фабрика, пищевкусовая фабрика). В городе выходили две газеты, действовали телецентр, 53 общеобразовательных школы, 11 средне-специальных учебных заведений, 15 ПТУ, 3 высших учебных заведения и вечерний филиал Николаевского кораблестроительного института, 67 массовых библиотек, 34 клубных учреждения, киноконцертный зал, 10 кинотеатров, 2 государственных театра, 2 государственных музея, Дворец пионеров и школьников, 3 дома пионеров, 5 детских спортивных школ, 2 станции юных техников, станция юннатов, планетарий, клуб юных моряков и детская туристическая станция[6].

В 1985 году по проекту архитектора Д. Дудко в Таврическом микрорайоне Херсона был построен новейший детский сад-ясли с плавательным бассейном и зимним садом[17].

В 1989 году была введена в эксплуатацию гостиница "Фрегат" (архитектор В. Михайленко, инженер П. Фертман)[18].

В составе независимой Украины[править | править вики-текст]

Современный Херсон — административный, индустриальный и культурный центр Херсонской области.

Херсон делится на три административных района. Суворовский — центральный район города. Днепровский — индустриальный район. Корабельный — главный промышленный район города.

В 2006 году херсонский аэропорт, получив статус международного, стал Международным аэропортом «Херсон».

Близ Алёшков находится крупнейший песчаный массив на Украине — Алешковские пески[19].

Начиная с 2004 года население города интенсивно снижалось, и только в недавнее время оно стало увеличиваться с небольшой скоростью. Также в последнее время увеличивается грузооборот Херсонского морского торгового порта.