У этого термина существуют и другие значения, см.
Павлоград.
Павлогра́д (укр. Павлогра́д) — город в Днепропетровской области Украины, центр Павлоградского района. Площадь города — 5,93 тыс.га. Расположен между реками Самарой и Волчьей (бассейн Днепра).
Получил статус города в 1784 году.
Является центром Западного Донбасса — каменноугольного бассейна. Значительная часть валового продукта приходится на добычу угля. Привлекателен своим выгодным географическим положением. Расположен на трассе Киев — Луганск — Изварино, между городами Днепр и Донецк. Удалённость от областных центров в пределах 200 км: Днепр — 75 км; Запорожье — 102 км; Донецк — 194 км; Харьков — 197 км; Полтава — 215 км.
Население на 1 октября 2016 года составляло 108 953 постоянных жителей и 108 010 человек наличного населения[2].
Памятник
В. И. Ленину на Соборной площади (в данный момент отсутствует)
В начале 1770 года запорожец, военный старшина Матвей Хижняк построил зимовник, от которого пошли Матвеевские хутора, а позже — слобода Матвеевка.
С 1779 года Матвеевка переименовывается в Луганское — штаб-квартиру Луганского пикинерского полка под командованием М. И. Голенищева-Кутузова.
С образованием Екатеринославского наместничества Павлоград входит в его состав как уездный город, названный в честь наследника престола Павла І.
В 1784 году Павлоград получил статус города.
К концу XVIII в. в нём было 426 дворов и 2419 жителей. Жили горожане в глиняных мазанках, а первый каменной постройкой был Свято-Вознесенский собор на Соборной площади.
Первый герб города был утвержден 29.07.1811 г., второй герб — 26.09.1979 г. Первыми поселенцами города были запорожцы Самарской и Кальмиусской паланки и демобилизованные военные.
План города был составлен шотландским архитектором В. Гесте и утвержден императором Николаем І 31 июля 1831 года.
В 1871 году первым городским головой избирался купец И. К. Шалин, в честь которого была названа центральная улица (ул. Шалинская, ныне ул. Ленина).
В 1892 году городским головой был избран купец второй гильдии А. В. Перманин, человек энергичный, инициативный и уважаемый. Под его руководством город начинает развиваться: строится церковь Спасо-Нерукотворного образа (на средства Я. Ф. Голубицкого), Свято-Успенский храм (на средства братьев Рыбниковых), новое здание мужской гимназии, женская гимназия, казармы для солдат и военная церковь для 135-го пехотного Керчь-Еникальского полка.
Храм Спасо-Нерукотворного образа
В 1912 году по проекту техника С. А. Фетисова было построено здание городской управы (ныне здание «Укрпочты»), по проекту Басьмана — здание железнодорожного вокзала (1912 год).
Город развивался и в конце XIX века Павлоград становится известным центром торговли зерном и мукой. Павлоградский хлеб экспортировался в города Российской империи, в Лондон, Стамбул. На его территории работали салотопный, кожевенный, литейный, масляный заводы, табачные фабрики, паровые мельницы, ситценабивная фабрика, городской банк, росла и сеть образования — в 1897 году в городе действовало 12 учебных заведений.
Город строился как военное ограждение для защиты интересов Российской империи.
Мемориал Свято-Вознесенскому Собору
В 1896 г. был построен Графский театр на средства семьи Голенищевых-Кутузовых. В 70-е годы XIX века была построена железнодорожная магистраль между Санкт-Петербургом и Симферополем, которая прошла через Павлоград.
В 1897 году в городе жили 15 775 человек, в том числе русские — 5 421, украинцы — 5 273 , евреи — 4 353, поляки — 312, татары — 185[3].
Дом Литвинского (ныне на его месте Горисполком)
18 декабря 1917 [31 декабря 1917] объединённый отряд, состоящий из харьковских, путиловских красногвардейцев, петроградских красногвардейцев Московской заставы, отряда солдат из 30-го пехотного полка, 3-й Брянской артиллерийской батареи и одного бронепоезда с боем занял город[4]. Отрядом командовал кадровый офицер, капитан П. В. Егоров.
В июле 1919 года Павлоград вновь был захвачен белыми. В начале января 1920 года 14-я советская армия в ходе ");">
Через 5 дней гитлеровцы, проведя контрнаступление, вновь заняли Павлоград (22 февраля 1943 года)[5][7].
Полное освобождение города состоялось 18 сентября 1943 года. Именно этот день стал ежегодным общегородским праздником — Днём города.
Город был освобождён советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Донбасской операции[5]:
В послевоенное десятилетие город был отстроен. За это время сложилась новая промышленная структура города, в которую вошли предприятия машиностроительной, строительной, химической, перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В 1950-е годы началась новая история города как центра Западнодонбасского угольного бассейна, шахтёрского региона.
В 60 — 80-е годы г. Павлоград — стратегический объект, поскольку на оборонных заводах города производятся межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и их комплектующие, в основном двигатели. Здесь собирали ракеты Р-36М2, ");">
-
Павлоградский химический завод (ПХЗ) при Советском Союзе занимался заправкой стратегических ракет и производством боеприпасов.
-
ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» специализируется на добыче энергетического угля марки ДГ и коксующегося угля марки Г. Добыча угля в 2010 году составила 15 млн тонн, — это 20 % от общеукраинской, в 2012 году — 17 млн тонн. В состав ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» входят 5 шахтоуправлений (10 шахт), 23 структурных подразделения, 57 объектов социальной сферы. ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» входит в состав Донбасской топливно-энергетической компании (Донецк) — компании, управляющей энергетическими активами группы СКМ.
-
Павлоградский механический завод (ПМЗ), филиал Южного машиностроительного завода (ЮМЗ, Днепр), занимавшегося проектированием (КБ «Южное») и изготовлением ракет для военных целей. После распада Советского Союза проводятся попытки мирного использования ракет-носителей.
-
Павлоградский завод технологической оборудования (ПЗТО) — производитель металлообрабатывающих станков для оборонной промышленности СССР.
-
ЗАО «Павлоградбуд» — бывший трест «Павлоградпромжилстрой», главное строительное предприятие Павлограда. В июне 2013 открыта ликвидационная процедура относительно ЗАО «Павлоградбуд».
-
ООО «Павлоградспецмаш» — производство продукции торговой марки «Будмайстер»: строительные леса, подмостки, опалубка, сцены и подиумы.
-
Павлоградский завод химического машиностроения («Павлоградхиммаш»)- старейший павлоградский завод (основан в 1878 г.)
-
ПАО «Завод „Палмаш“» — бывший завод «Литмаш», производитель литейного оборудования.
В городе расположен железнодорожный узел Павлоград-1 на линии Харьков — Симферополь Приднепровской железной дороги, от станции отходит ветка к городу Покровску и на Новомосковск. Станция Павлоград-2 находится на ветке в Покровск.