Павлоград

[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
 
Город
Павлоград
укр. Павлоград
Флаг Герб
Флаг Герб
Страна Украина
Статус районный центр
Область Днепропетровская область
Район Павлоградский район
Координаты
Награды Орден Трудового Красного Знамени 23 октября 1979 года
Павлоград (Украина)
Павлоград
 
Павлоград (Днепропетровская область)
Павлоград
 

Павлогра́д (укр. Павлогра́д) — город в Днепропетровской области Украины, центр Павлоградского района. Площадь города — 5,93 тыс.га. Расположен между реками Самарой и Волчьей (бассейн Днепра).

Получил статус города в 1784 году.

Является центром Западного Донбасса — каменноугольного бассейна. Значительная часть валового продукта приходится на добычу угля. Привлекателен своим выгодным географическим положением. Расположен на трассе Киев — Луганск — Изварино, между городами Днепр и Донецк. Удалённость от областных центров в пределах 200 км: Днепр — 75 км; Запорожье — 102 км; Донецк — 194 км; Харьков — 197 км; Полтава — 215 км.

Население на 1 октября 2016 года составляло 108 953 постоянных жителей и 108 010 человек наличного населения[2].

 

 

История[править | править вики-текст]

 
Памятник В. И. Ленину на Соборной площади (в данный момент отсутствует)
 
Вид на Центральную улицу

До 1917[править | править вики-текст]

В начале 1770 года запорожец, военный старшина Матвей Хижняк построил зимовник, от которого пошли Матвеевские хутора, а позже — слобода Матвеевка.

С 1779 года Матвеевка переименовывается в Луганское — штаб-квартиру Луганского пикинерского полка под командованием М. И. Голенищева-Кутузова.

С образованием Екатеринославского наместничества Павлоград входит в его состав как уездный город, названный в честь наследника престола Павла І.

В 1784 году Павлоград получил статус города.

К концу XVIII в. в нём было 426 дворов и 2419 жителей. Жили горожане в глиняных мазанках, а первый каменной постройкой был Свято-Вознесенский собор на Соборной площади.

Первый герб города был утвержден 29.07.1811 г., второй герб — 26.09.1979 г. Первыми поселенцами города были запорожцы Самарской и Кальмиусской паланки и демобилизованные военные.

План города был составлен шотландским архитектором В. Гесте и утвержден императором Николаем І 31 июля 1831 года.

В 1871 году первым городским головой избирался купец И. К. Шалин, в честь которого была названа центральная улица (ул. Шалинская, ныне ул. Ленина).

В 1892 году городским головой был избран купец второй гильдии А. В. Перманин, человек энергичный, инициативный и уважаемый. Под его руководством город начинает развиваться: строится церковь Спасо-Нерукотворного образа (на средства Я. Ф. Голубицкого), Свято-Успенский храм (на средства братьев Рыбниковых), новое здание мужской гимназииженская гимназияказармы для солдат и военная церковь для 135-го пехотного Керчь-Еникальского полка.

 
Храм Спасо-Нерукотворного образа
 
Свято-Вознесенский собор

В 1912 году по проекту техника С. А. Фетисова было построено здание городской управы (ныне здание «Укрпочты»), по проекту Басьмана — здание железнодорожного вокзала (1912 год).

 
Здание городской управы

Город развивался и в конце XIX века Павлоград становится известным центром торговли зерном и мукой. Павлоградский хлеб экспортировался в города Российской империи, в ЛондонСтамбул. На его территории работали салотопный, кожевенный, литейный, масляный заводы, табачные фабрики, паровые мельницы, ситценабивная фабрика, городской банк, росла и сеть образования — в 1897 году в городе действовало 12 учебных заведений.

 
Торговые ряды

Город строился как военное ограждение для защиты интересов Российской империи.

 
Церковь Голубицких
 
Мемориал Свято-Вознесенскому Собору

В 1896 г. был построен Графский театр на средства семьи Голенищевых-Кутузовых. В 70-е годы XIX века была построена железнодорожная магистраль между Санкт-Петербургом и Симферополем, которая прошла через Павлоград.

В 1897 году в городе жили 15 775 человек, в том числе русские — 5 421, украинцы — 5 273 , евреи — 4 353, поляки — 312, татары — 185[3].

 
Гостиный двор
 
Дом Литвинского (ныне на его месте Горисполком)

После 1917 г.[править | править вики-текст]

18 декабря 1917 [31 декабря 1917] объединённый отряд, состоящий из харьковских, путиловских красногвардейцев, петроградских красногвардейцев Московской заставы, отряда солдат из 30-го пехотного полка, 3-й Брянской артиллерийской батареи и одного бронепоезда с боем занял город[4]. Отрядом командовал кадровый офицер, капитан П. В. Егоров.

В июле 1919 года Павлоград вновь был захвачен белыми. В начале января 1920 года 14-я советская армия в ходе  ");">

Через 5 дней гитлеровцы, проведя контрнаступление, вновь заняли Павлоград (22 февраля 1943 года)[5][7].

Полное освобождение города состоялось 18 сентября 1943 года. Именно этот день стал ежегодным общегородским праздником — Днём города.

Город был освобождён советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Донбасской операции[5]:

В послевоенное десятилетие город был отстроен. За это время сложилась новая промышленная структура города, в которую вошли предприятия машиностроительной, строительной, химической, перерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В 1950-е годы началась новая история города как центра Западнодонбасского угольного бассейна, шахтёрского региона.

В 60 — 80-е годы г. Павлоград — стратегический объект, поскольку на оборонных заводах города производятся межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и их комплектующие, в основном двигатели. Здесь собирали ракеты Р-36М2 ");">

  • Павлоградский химический завод (ПХЗ) при Советском Союзе занимался заправкой стратегических ракет и производством боеприпасов.
  • ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» специализируется на добыче энергетического угля марки ДГ и коксующегося угля марки Г. Добыча угля в 2010 году составила 15 млн тонн, — это 20 % от общеукраинской, в 2012 году — 17 млн тонн. В состав ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» входят 5 шахтоуправлений (10 шахт), 23 структурных подразделения, 57 объектов социальной сферы. ПАО «ДТЭК Павлоградуголь» входит в состав Донбасской топливно-энергетической компании (Донецк) — компании, управляющей энергетическими активами группы СКМ.
  • Павлоградский механический завод (ПМЗ), филиал Южного машиностроительного завода (ЮМЗ, Днепр), занимавшегося проектированием (КБ «Южное») и изготовлением ракет для военных целей. После распада Советского Союза проводятся попытки мирного использования ракет-носителей.
  • Павлоградский завод технологической оборудования (ПЗТО) — производитель металлообрабатывающих станков для оборонной промышленности СССР.
  • ЗАО «Павлоградбуд» — бывший трест «Павлоградпромжилстрой», главное строительное предприятие Павлограда. В июне 2013 открыта ликвидационная процедура относительно ЗАО «Павлоградбуд».
  • ООО «Павлоградспецмаш» — производство продукции торговой марки «Будмайстер»: строительные леса, подмостки, опалубка, сцены и подиумы.
  • Павлоградский завод химического машиностроения («Павлоградхиммаш»)- старейший павлоградский завод (основан в 1878 г.)
  • ПАО «Завод „Палмаш“» — бывший завод «Литмаш», производитель литейного оборудования.

Транспорт[править | править вики-текст]

В городе расположен железнодорожный узел Павлоград-1 на линии Харьков — Симферополь Приднепровской железной дороги, от станции отходит ветка к городу Покровску и на Новомосковск. Станция Павлоград-2 находится на ветке в Покровск.